Образовательные стандарты и требования

Документы 


С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС

ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6

части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность

требований, обязательных при реализации основных образовательных

программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными

учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».




Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации

содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому

ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает

предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не

рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов,

воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных

партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в

получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного

образования на основе единства обязательных требований к условиям

реализации образовательных программ дошкольного образования, их

структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации

относительно уровня дошкольного образования.

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе

их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,

нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие

способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на

основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок

учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и

организационных форм дошкольного образования, возможности

формирования Программ различной направленности с учетом

образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

требования к структуре основной образовательной программы дошкольного

образования;

требования к условиям реализации основной образовательной программы

дошкольного образования;

требования к результатам освоения основной образовательной программы

дошкольного образования.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является

основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной

деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных

программ дошкольного образования не сопровождается проведением

промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели

образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит

во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит

сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа

дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,

коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,

продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской

деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не

руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и

ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в

дошкольном детстве

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в

виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют

собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие

социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе

завершения ДО:

инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

способность выбирать себе род занятий;

уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится

к себе и к другим;

обладание чувством собственного достоинства;

взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии,

творчества;

подчинение разным правилам и социальным нормам;

проявление творческих способностей;

способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и

мелкой моторики);

способность к волевым усилиям;

проявление любознательности;

склонность к наблюдению, экспериментированию;

способность к принятию собственных решений.

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку

достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а

представляют собой социальные и психологические характеристики

возможных достижений ребенка. Важно, чтобы у ребенка к окончанию

подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и

мотивационная готовность к школе

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо

создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических,

психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметнопространственной среды. Результатом реализации этих условий будет

создание комфортной развивающей образовательной среды, которая

обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их

здоровья.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны

участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и

своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить

важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть

активными участниками образовательного процесса, участниками всех

проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не

просто сторонними наблюдателями.

информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей дошкольного образования, общих для всего

образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе,

и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в

образовательную деятельность;

обеспечить открытость дошкольного образования;

создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи;

создавать условия для взрослых по поиску. использованию материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной

среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)

детей вопросов, связанных с реализацией Программы

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть